Отступление Рима от союза с христианским Востоком

Автор: | Сентябрь 20, 2020

Разделение между христианским Востоком и Западом стало одним из самых трагических событий церковной истории. Римская Церковь считалась первой по чести в ряду других поместных Церквей, и случившееся разделение было обусловлено в значительной степени притязаниями римских епископов на абсолютное превосходство (папская супрематия). Кроме того, разделению способствовало постепенно нараставшее взаимное отчуждение между двумя частями христианского мира, обусловленное их культурными и политическими различиями. Был ли процесс разобщения неизбежным, какая сторона несет ответственность за случившееся – все это дискуссионные вопросы, на которые трудно дать однозначные ответы. Однако вполне можно согласиться с известным православным богословом прот. Александром Шмеманом, что отсутствие любви, подозрительность и мелочность были проявлены когда-то с обеих сторон («Исторический путь Православия»).

В начальный период истории христианской Церкви связи между общинами в разных частях Римской империи были естественными и не носили формального характера. Во время гонений христиане поддерживали друг друга посланиями и материальной помощью.   Так ап. Павел посещал основанные им общины, чтобы утвердить колеблющихся в вере, наставить правилам христианской жизни и собрать вспомоществование для христиан в Иерусалиме. Во время одного из своих миссионерских путешествий (по пути из Иерусалима в Испанию) он не преминул посетить Рим, предварив свой приход посланием к Римлянам. Святой Игнатий Богоносец, препровождаемый из Антиохии для мучения в Рим, также обращался к христианам столицы с просьбой молиться за «Церковь Сирскую». Со своей стороны св. Климент епископ Римский писал пастырские послания христианам из Коринфа, чтобы уберечь их от внутренних распрей и неурядиц. Взаимная поддержка и сочувствие, казалось, всегда будут скреплять все части христианского мира на западе и востоке.

Однако по мере того, как Церковь численно возрастала, наполнялась представителями разных народов, населявших Римскую империю, увеличивалось и культурное различие между христианами. Церковь приобрела вид автономных округов (митрополий), внутри которых проходили периодические совещания для решения текущих вопросов. После объявления свободы христианских собраний в Римской империи (Миланский эдикт 313 г.) появилась возможность открытого и более представительного обсуждения общецерковных вопросов на Вселенских Соборах. Однако уже со времени Первого Вселенского Собора в Никее в 325 г. римские папы держались правила не участвовать в них непосредственно, а посылать своих легатов (представителей).

В то же время у себя в Риме папы председательствовали на местных соборах. Так очень рано проявилась западная тенденция ограничиваться малым представительством на восточных соборах, очевидно, объясняемая сложностью далекого путешествия. Обширность римского государства, затруднительность сообщения по вопросам управления страной привела и к светскому разделению правительств при императоре Феодосии в 395 г. Чтобы огромной империей легче было управлять, он разделил ее на две части – восточную и западную. В западной части оказалась только одна апостольская кафедра, а в восточной ‑ три, к которым прибавилась позднее столичная Константинопольская кафедра. Между «старым» Римом и «новым» Римом (Константинополем) сложилась своеобразная конкуренция, не замедлившая проявиться и в церковной сфере. Так, Собор, проходивший в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., постановил, что в Рим можно подавать апелляции на решения местных (митрополичьих соборов). Такое решение объясняется тем, что сама область Иллирик, в которой находилась Сердика, относилась как раз к области западного «патриархата», т.е. подлежала Римской Церкви. Однако такое естественное положение дел не раз нарушалось самими восточными епископами. Например, св. Афанасий Великий, будучи патриархом Александрийским, не раз апеллировал к Риму в ходе гонений от ариан.

Ситуация, когда поместные Церкви в Римской империи жили общей жизнью, изменилась в начале V в., когда западная часть великого государства испытала на себе разорительные нашествия германских народов. В 410 г. «вечный город» (Рим) испытал трехдневное разграбление от войск вестготского короля Алариха. Волны германских нашествий все более расходились в западной части Римской империи, сметая на своем пути прежние государственные порядки, сея смуту и разорение, перекраивая границы территориального деления. Церковная структура отчасти сохранила своим епархиальным делением существовавшие некогда административные области, а духовная власть (епископы) приняли на себя значительную часть бывших государственных функций (сбор налогов, частично суд). Значение римских пап на Западе в условиях «варварских» нашествий заметно возросло. Именно с этого времени здесь стало крепнуть убеждение в том, что римские папы от апостола Петра получили особые преимущества управлять всей Церковью.

Действительно, в посланиях папы Льва Великого († 461) находятся четко сформулированные положения папской супрематии, которые в разное время уже высказывались его предшественниками.

«Петр, ‑ говорит св. Лев Великий, ‑ есть князь всей Церкви, и ему принадлежит попечение всех пастырей о вверенных ему овцах, так что, хотя в народе Божием есть много священников и много пастырей, но в собственном смысле всеми управляет Петр, равно как и Христос в преимущественном смысле управляет ими».

Это учение основывалось на трех принципах.

  1. Библейский. Апостол Петр – глава собора апостолов. В подтверждение приводилось известное евангельское изречение: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Здесь ап. Петр якобы отделяется от других апостолов и ему предоставляется особое служение.
  2. Исторический. Апостол Петр был римским епископом, следовательно, Римская кафедра обязана ему своим возвышением.
  3. Юридический. Особые полномочия ап. Петра передаются от одного римского епископа другому как наследство. Так что даже недостойный папа все равно делает легитимным особый статус своего преемника.

Развитие учения о папской супрематии происходило на фоне культурного разобщения христианского Востока и Запада. Так, на Востоке греческий язык удерживает свои позиции как язык общения между разными народностями, населяющими Византийскую империю. На Западе же языком культурного общения постепенно становится латинский, а греческий забывается. Даже высокообразованный римский папа св. Григорий Великий (590‑604), бывший одно время римским посланником в Константинополе, не говорил на греческом языке. В свою очередь, греческие патриархи в своем большинстве уже не владели латинским языком. Разным языкам соответствовали разные литургические традиции, препятствовавшие богослужебному общению. Греческие диаспоры в южной Италии и Сицилии использовали греческий язык и следовали византийскому обряду, между латинскими и греческими приходами не было настоящего литургического общения.

«Создаются два мира, две традиции, две церковных психологии, прежде всего мало знающие друг о друге, и если формально единство Церкви всё еще не нарушено, в жизни его уже нет». Прот. Александр Шмеман «Исторический путь Православия»

В IX в. обозначившееся отчуждение усугубляется политическими событиями. К этому времени византийские императоры концентрируют все свои силы для борьбы с арабами. Рим, присоединенный в VI в. к Византийской империи не получает военной поддержки. А военная опасность здесь также возрастает со стороны лангобардских королей, укрепившихся на севере Италии. Римские папы обращают свой взор на другую политическую силу – франкских королей, которые готовы оказать папам военную помощь и с охотой дарят римским понтификам земли, принадлежащие еще византийским императорам («Пипинов дар» 754 г.). На празднике Рождества в 800 г. папа Лев III совершает коронацию франкского короля Карла Великого императорским венцом. На западе появляется сильный христианский император, и это с возмущением воспринимается в Византии. Тем более что вслед за коронацией Карла в Римской Церкви закрепляется обычай исполнять Символ веры со вставкой «Филиокве» («и от Сына» в изложении учения об исхождении Святого Духа от Отца – вставка, искажающая учения о Святой Троице).

Политическое разделение скоро отозвалось в церковной сфере. В 857 на Константинопольской кафедре совершается незаконный переворот. По проискам дяди императора Михаила III патриарх св. Игнатий, строгий аскет, отличившийся во времена иконоборчества, лишается своей должности, а на его место возводится из светского звания св. Фотий, прошедший в течение пяти дней все полагающиеся степени священства от чтеца до патриарха. Византийская история знает немало переворотов подобного рода. Однако в данном случае в придворную интригу были втянуты два действительно достойных служителя Церкви – святые Игнатий и Фотий. Между их сторонниками началась борьба, в которую по приглашению императорского двора вмешался римский папа Николай I. Он взял на себя власть верховного судьи и решил дело в пользу смещенного патриарха Игнатия. При этом папа вел переговоры таким тоном, который исключал какие-либо возражения противной стороны. В Константинополе не стали приводить в исполнение приговора папы. Тогда он собрал Собор в Риме и осудил св. патриаха Фотия, о чем сообщил другим восточным патриархам. Однако и для Константинопольской кафедры открылась возможность выступить против западных обычаев и уклонений в связи с крещением болгар. Латинские проповедники, приглашенные царем Борисом болгарским, стали критиковать действовавших ранее византийских миссионеров за практику совершения миропомазания, женатое священство, стали вводить пост в субботу вместо среды, употреблять Символ веры со вставкой «Филиокве» и т.д. Эти действия привели к возмущению на Востоке. Свт. Фотий решил собрать Собор для разбора и обличения латинских нововведений. В 867 г. в Константинополе состоялся Собор, осудивший папу Николая и римские обычаи.

Однако в том же году в Константинове произошел дворцовый переворот. Император Михаил был убит, и на его место заступил Василий Македонянин. Новый император решил вернуть свергнутого св. Игнатия, а св. Фотия низложить. Для этого в Рим было отправлено императорское посольство. Но в Риме также произошли перемены: папа Николай умер, не сведав о произошедших переменах. Новый папа Адриан с удовлетворением принял просьбу из Византии и объявил св. Фотия низложенным. В 869 г. в Константинополе состоялся Собор сторонников св. Игнатия, которые согласились с римским учением об особых прерогативах римского папы. Однако на том же Соборе было решено возвратить Болгарию под управление греческой иерархии, несмотря на все протесты папских легатов. В Константинополе оставили также без последствий протесты самого римского папы по болгарскому вопросу. Так что на деле никто не собирался слушать приказы римского понтифика. Через несколько лет св. Фотий был возвращен ко двору из ссылки. Произошло примирение его со св. Игнатием, после кончины которого в 877 г. св. Фотию было предложено снова занять Константинопольскую кафедру.

В 879 г. в столице Византии состоялся новый Собор, снявший со св. Фотия все запрещения прежних Соборов. Было также принято, чтобы римские обычаи, включая учение об особых прерогативах папы, оставались таковыми только на Западе, на Востоке же подтверждался Символ веры без «Филиокве». В Риме решения Собора не были утверждены, раскол продолжился.

В последующее время Римская Церковь пережила «темный век», связанный с унижением папского престола, борьбу за который повела местная итальянская знать. Римская Церковь вышла из этой смуты окрепшей благодаря клюнийским реформам, которые предусматривали независимость духовенства от светской власти и безбрачие клириков. В середине XI в. была предпринята попытка примирения в Константинопольской Церковью, которая, однако, закончилась еще большим разрывом из-за грубого и вызывающего поведения папского легата Гумберта, положившего на престол св. Софии отлучительную грамоту на патриарха Константинопольского Михаила Керуллария и его сторонников в 1054 г.

Так церковное разделение, происходившее на фоне культурного и политического отчуждения, закрепилось на уровне иерархии. Простой народ и рядовое духовенство не сразу ощутили эту перемену. Когда же на Востоке познакомились с крестоносцами, идущими отвоевывать у арабов Святую Землю, тогда взаимное отчуждение сменилось враждебностью: в 1204 г. крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Этот поступок стал в глазах православных современников подтверждением отпадения латинян от Православной веры.

 

11.09.20                            священник Алексий Хотеев